?

Log in

No account? Create an account

Кухня шута

Шуты не бывают веселыми... А еще они не бывают чьими-то.

Previous Entry Share Next Entry
(no subject)
man_of_motley
Ох млин, случайно обнаружил что когда-то, четыре года назад начал писать по горячим следам на тему как научить жену водить машину и забросил. Нехорошо.

часть 1
часть 2

Причем даже черновики есть. Причесал один.


Первые две части позволили нам отработать три важных элемента безопасного вождения:

1) поиск потенциально опасных ситуаций
2) упреждающие действия (перенести ногу на тормоз)
3) приоритет безопасности над всем остальным (забить на "пропустили поворот" или "не успели перестроится").

Теперь надо донести до начинающего водителя одну важную мысль - все вокруг долбоебы и ты один отвечаешь за безопасность. Долбоебы будут подрезать, висеть на хвосте, выпрыгивать из-за припаркованных автомобилей, бежать с коляской через дорогу. Нет пределов тому, что долбоебы могут сделать.

(ага, и сейчас всё будет перекликаться с предыдущим постом про безопасность, удивительно, да?)

Худшее, что может случиться с водителем в опасной ситуации - это впадение в ступор. Нет никаких средств борьбы с этим, кроме одного - прогнозирование и предупреждение опасных ситуаций. В принципе, ситуация в США и в России мало отличается, за исключением того, что дороги тут все-таки получше, и сюрпризов типа ям или встречки поменьше, и не бывает так много зимы и гололеда.

Итак, опасные ситуации, которые надо обязательно подчеркивать пока вы ездите вместе. Каждый раз, проговаривая ситуацию и действия при ней. Замечания - чем опасна ситуация надо разобрать до вождения. Во время вождения объяснения почему это опасно - будет только отвлекать водителя, и так перегруженного информацией.

"Типовые" опасные ситуации на дороге, обязательные для проговаривания.

1) Перекресток, конечно же!

Во-первых, любой, не важно - регулируемый или нет. Не важно горит зеленый или нет - с прилегающей дороги может выскочить машина. У неё могут быть не исправны тормоза, водитель может пытаться проскочить на мигающий желтый, водитель может выполнять легальный поворот направо на красный, и не заметить нас.

Действия - всегда при проезде перекрестка, за три секунды до въезда начинаем контролировать прилегающие улицы.

Во-вторых - страшная штука светофор, который так и норовит переключится на желтый в последний момент. Опасность - если неправильно принять решение об остановке на желтый то можно или получить в жопу того, кто сзади решил проскочить, или даже хуже - потерять управление при экстренном торможении.

Действия - для типовых скоростей - 25, 40 и 60 миль в час надо заранее, на пустой дороге, научить определять сколько времени/расстояния надо для безопасной остановки. Это расстояние/время учимся отмерять. И как только до перекрестка остается меньше - прямо в слух водитель должен проговаривать - еду!. Это означает что даже если зажжется желтый - перекресток проезжаем.

В третьих - троганье после красного, особенно когда стоим первые. Опасность - сам по себе загоревшийся зеленый сигнал не означает что проезд безопасен.

Действия: Надо убедиться что машины на прилегающей дороге остановились и на пешеходных переходах никого нет! Обязательно повернуть голову вправо и влево на 90 градусов. Если справа/слева стоит большая машина и не трогается - лучше всего ждать или двигаться медленно-медленно, крутя головой по сторонам - возможно он видит то, что не видите вы.

2) Люди.

Люди, приближающиеся к дороге, даже когда вам зеленый - повод перенести ногу на тормоз, а руку - на сигнал. Особенно разговаривающие (могут забыться). Особенно с детьми (ребенок может вырваться и побежать). В этих двух случая - обязательно замедлится.
Если слева полоса пустая - лучше перестроится дальше от бордюра.

3) Припаркованные машины/общественный транспорт на остановках.

Основная опасность припаркованных машин - это то, что из них или из-за них на дорогу могут выскакивать люди.

Действия:
Всегда, когда есть возможность - перестраиваемся левее. Как минимум на ширину дверцы открытой.
Всегда, внимательно контролируем машину.
Всегда переносим ногу на тормоз.
Всегда на узкой дороге замедляемся проезжая мимо припаркованной машины.

4) Висящие на хвосте.

Худший с точки зрения психологического воздействия вид долбоебов.

Опасность заключается в основном в том, что такие уроды сковывают возможность маневра, лишая возможности прибегнуть к экстренному торможению.

Действия:
Увеличить дистанцию до машины впереди, что бы снизить вероятность экстренного торможения.
При первой возможности принять вправо и выпустить, для начинающего водителя - вплоть до ухода на обочину и полной остановки.

Полезные советы для этого случая:

Совет первый, работает днем. Можно кратковременно включить и выключить фары. Одновременно с фарами загораются габариты сзади - тоже красные, как и стоп-сигналы. Большинство воспринимает такое миганием габаритами как нажатие на тормоз и замедляется.

Совет второй, психологический, особенно хорош когда страшно повернуть налево через поток и сзади подпирают и бибикают. Дал мне его в своё время отец, а само знание что я так могу сделать - очень помогло. Если заставили очень сильно занервничать - надо заглушить машину, включить аварийку, открыть капот и постоять минут пять, успокоится. Цинично, но безусловно эффективно.

5) Мы обгоняем.

Опасность: Начинающий водитель воспринимает обгон как завершенный в тот момент, когда он сам оказался впереди обгоняемого. Это ложное ощущение - за водителем еще несколько метров машины.

Действия: Контролируем зеркало заднего вида. Проговариваем "вижу" когда увидели того, кого обгоняем в зеркала заднего вида. Только после этого возвращаемся в свою полосу.

6) Мотоциклисты и велосипедисты.

Опасности:
- Они более маневренны чем машины и намного быстрее пешеходов.
- Они менее защищены от воздействия ветра.
- Велосипедисты еще и срать хотели на здравый смысл и правила дорожного движения, как будто у них девять жизней как у кошки.

Действия:

- ВСЕГДА оставляем КАК МИНИМУМ КОРПУС между собой и велосипедистом/мотоциклистом справа/слева. Во-первых мы не будем "сдувать их" (от машины, особенно на скорости - довольно сильный ветер). Во-вторых даем им немного шансов выжить при неаккуратном маневре или просто падении, так по крайней мере мы их не переедем.

- Держим вдвое большую чем обычно дистанцию спереди между собой и велосипедистом/мотоциклистом (легкие они, останавливаются быстрее).


Понятно что это далеко не все опасные ситуации, но это наиболее распространенные, с которыми может столкнуться начинающий водитель. 6 это более чем достаточное количество, причем я бы вводил их последовательно, по три:

- перекресток + пешеходы + велосипедисты
- припаркованные машины + висящие на жопе + обгоны (не хрен вообще по началу обгонять)

ВАЖНО!!!!

Что нельзя делать категорически, (как научил меня опыт) - это сразу же, по факту совершения ошибки - критиковать.

Причин две:

Первая касается женщин в особенности - женщине нужно особое настроение что бы воспринимать критику. Лучше это сделать потом, дома, когда резкая реакция на критику не отвлечет от вождения.

Вторая касается всех - для восприятия критики приходится отвлекать часть (и так перегруженного!) мозга, опять-таки отвлекая от вождения.

p.s. Есть еще один черновик - про учим думать заранее. Постараюсь причесать побыстрее.
Tags: ,

  • 1
>В принципе, ситуация в США и в России мало отличается
Ну не соглашусь. Я, конечно, в основном по хайвеям ездил, где встречки в принципе нет и обгонов в российском понимании тоже нет. Трудно сравнивать обгон на хайвее, когда едешь по трехполосной дороге во тром ряду на круизе 120, догоняешь грузовик, мигаешь, перестриваешься, минуты через три догоняешь, минуты через две обгоняешь и опять в свой ряд. :) И сравни с обгоном камаза на трассе Омск-Тара. :)

Но и в городе все на порядок лучше. Четкая разметка, размеренное движение, свотофор над каждой полосой, отдельная полоса и стрелка для поворота налево, возможность поворота направо под красный. Ляпота! Я в Америке вообще ни одного ДТП не видел.

Про перекрестки верно. В гордой Алабаме я двигался по населенном пункту со скоростью +5 к разрешенной (не помню точно какой). Метров за 200 загорается желтый. Я не в курсе: пролететь перекресток или оттормозиться. Решил выбрать меньшее из зол, т.к. оттормозиться успевал. Получилось не экстренно, но очень энергично. А мустанг сзади думал, что я проскочу. Чуть не догнал меня. Стою на красном, машины, которым зеленый, ждут 2-3 секунды, осторожно выезжают и едут нормально. Тут я понял, что на желтый в Америке можно пролетать. :)))

ЗЫ а вообще не так давно открыл для себя ручп (http://ru-chp.livejournal.com/). В итоге по зимнему городу езжу 50-55 максимум и то по широким дорогам. По дороге, где по одной полосе в каждую сторону, физически не могу ехать быстрее 40, а если сзади никого нет, то и 30. И ограничение скорости в Париже в 50 км/ч уже не кажется мне дикостью. :)


Ну ты ездил по федеральным трассам - америка все-таки большая. Есть место и для встречки, есть даунтаун манхеттена - где водить еще то удовольствие.

Поэтому я и говорю - что критерии опасностей и модели поведения мало отличаются.

Да и аварий ты не видел - это тебе повезло. Может их и меньше чем в Омске, но хватает.

Про РуЧП это ты хорошо что расшифровал, я бы долго тупил откуда в россии разрешение на скрытое ношение ручного оружия. :-) (CHP = concealed handgun permit). Посмотреть такое однозначно полезно.

  • 1